03.07.2019

Цразатик (кривая Пасха) по Маттеосу Урхаеци

Или как у греков провалы случались с получением огня ))

___________

МАТФЕЙ ЭДЕССКИЙ
(МАТТЕОС УРХАЕЦИ)

ХРОНОГРАФИЯ

ЧАСТЬ I 
(фрагмент)

43. В год 455 армянской эры [1006-1007] император Василий собрал войска со всех земель своей империи и, выступив, двинулся против страны болгар. Он провёл много времени в этой стране, проводя масштабную войну. В те дни случился великий непорядок в городе Константинополе и во всей империи греков, ибо в важный праздничный день Пасхи греки впали в ошибку относительно празднования праздника Воскресения, [иначе] Пасхи. Все богословы греческого народа незаслуженно упразднили истинные заповеди Божественного Писания и приняли ложный и обманный календарь вредного [и самоуверенного] Ириона 167. Эти греки не желали принимать проверенный календарь знаменитого Андрея, но передвинули пасхальное полнолуние с воскресенья на субботу и праздновали Пасху на следующий день, хотя она должна была праздноваться спустя восемь дней 168. Так весь народ греков впал в ошибку относительно празднования Святой Пасхи, и великое горе постигло святую Константинопольскую церковь и особенно богопризнанный город Иерусалим, ибо, возгордившись в своём высокомерии, греки перенесли Пасху на день Пальмового Воскресенья. Так народ греков поступил в этом деле вопреки всем [христианским] народам и особенно Христу, ибо этот народ философов боролся против Святого Духа. В ту Пасху огонь в лампадах у Святого Гроба, в котором находится Бог, в городе Иерусалиме, не зажёгся, ибо греки твёрдо придерживались ложного убеждения и поэтому неверно отмечали свою Пасху. В тот день неверные народы, что были в городе Иерусалиме, когда они увидели Пасху христиан внутри Церкви Воскресения, предали мечу всех христиан числом в целых 10 тыс. человек. Так святой Гроб Господень был залит кровью этих молящихся. В этот день их костьми наполнили пещеру в западной части города Иерусалима; эти кости ныне называются «Мощи юношей». Вот каково было положение, которое создали мудрецы греков, [считавшие] себя разумными.

44. Когда император Василий покорил царство болгар и вступил во владение им, он возвратился в Константинополь с великим ликованием. Узнав о резне, которая произошла в празднование Святой Пасхи, он призвал всех греческих мудрецов и спросил их о причине. Они своенравно стали разными способами вводить императора в заблуждение, давая не относящиеся к делу разъяснения. Император распознал их лукавые ответы и понял, что они были ошибочны и неверны. Тогда долгое время Василий разузнавал об армянских вардапетах, а именно что они были непревзойденными и опытными в знании священных книг. Он узнал об Иосифе, настоятеле монастыря Эндзайоц 169, и Иоанне, чьё прозвище было Козерн 170. Он написал армянскому царю Йовханнесу прислать к нему в Константинополь этих мужей, чтобы с их помощью он мог узнать истинную причину спора и верный [способ вычисления дня празднования] Пасхи. Но эти вардапеты не согласились приехать, но истолковали императору всю сущность [спора] в письме, составленном в изысканных выражениях и содержащем доскональное объяснение. Однако противящееся этому духовенство не согласилось с письмом, пока император Василий ещё раз не послал в Армению к шаханшаху Йовханнесу 171 и его светлости армянскому католикосу Саргису. Благодаря упорным просьбам к нему доставили армянского вардапета Самуила, умного и непобедимого [в спорах] мужа, и он допустил его к императорскому двору для беседы с греческими богословами. Греческие мудрецы использовали против Самуила все книги своей учёной традиции, но они не смогли сдвинуть его с пути истины. Затем Самуил начал [рассказ] с первого дня творения и довёл его до последнего дня, когда произошло это событие. Обратившись к трудам богословов, он доказал перед мудрецами все истинные причины празднования Пасхи. Василий согласился со всеми словами, сказанными Самуилом. Но греческие мудрецы сказали императору: «О самодержавный император, прикажи доставить сюда знаменитого еврейского богослова, что живёт на острове Кипр, мужа, ещё с детства искусного и учёного в вопросах календаря и во всех науках. Тогда Василий послал на Кипр и доставил Моисея, еврейского богослова. Этот красноречивый и впечатляющий муж предстал перед императором Василием при его дворе. Он начал рассуждать о законах календаря, позоря всех греческих мудрецов и изобличая их в ошибке, и вместе с тем восхваляя слова Самуила, армянского вардапета. После этого император был весьма раздосадован на греческих богословов, лишив их привилегий; с другой стороны, он отослал армянского вардапета обратно в Армению с великолепными подарками.


ЧАСТЬ III 
(фрагмент)

8. В год 551 по армянскому календарю [1102-1103] великие беспорядки и ужасные волнения в вопросе веры охватили город, ибо десять христианских народов впали в заблуждение относительно празднования Святой Пасхи. Лишь армяне и сирийцы придерживались верной традиции, тогда как римляне и франки поддались злу, семена которого посеяны были отвратительным еретиком Ироном. Этот человек установил день наступления Пасхи 5 апреля, когда полнолуние совпадало с Праздником Лазаря в субботу. Армяне же, сирийцы и евреи праздновали этот день 6 апреля, одновременно с Вербным Воскресеньем. Этот философ Ирон, римлянин, подделал правильные расчеты наступления Пасхи, выводя свои вычисления на основании девятнадцатилетнего цикла и не советуясь с прочими учеными мужами, ибо затаил страшную зависть к ним. Тайно получив доступ к их книгам, он изменил шесть на пять 25 и сделал последние числа первыми. Это вычисление неверно определяло Пасху каждые 95 лет. По этой причине греки и латиняне впадали в ошибку каждые 95 лет. Эти неверные расчеты Ирона вызвали великий спор между греками и армянами. До сих пор франки не вступали в спор с армянами, лишь греки ссорились и спорили с армянами из-за Святой Пасхи. Жители Антиохии, Киликии и Эдессы яростно спорили с греками по этому поводу, ибо греки пытались заставить армян принять свой неправильный календарь. Несмотря на усилия и хлопоты, которые греки потратили на армян, они не смогли поколебать их [взгляды]. Но сирийцы Эдессы, испугавшись, приняли сторону греков и тем самым отказались от соглашения, которое они заключили с армянами.

9. До этого греки впали в подобное заблуждение относительно празднования Святой Пасхи, и лампы в Иерусалиме не были зажжены. В то же время неверные перебили тех, кто молился [в священных местах]. Все это имело место во времена правления [императора] Василия, в год 455. Поэтому это лишь второй случай, описанный в этой книге, когда греки впали в заблуждение. Во время [второй ошибки греков] клирики Эдессы с помощью письма известили [о столкновении с греками] армянского католикоса его светлость Григория, который жил в Черных Горах в прославленном монастыре Арег. Он в свою очередь призвал их стойко держаться православной веры. Вот копия этого письма, написанного католикосом жителям Эдессы.

10. «Тем, кто искренне любит Христа и открыто исповедует Святую Троицу 26, священникам, правителям и всем верующим привет. Да снизойдет на всех вас мое благословение.

Мы прочли ваше письмо, наполненное любовью к Богу, и внимательно выслушали ваши просьбы. Мы полностью уразумели все заботы, изложенные в письме, особо возблагодарив Господа, ибо сказал апостол Павел своим ученикам такие слова: «Когда я слышу о вашем благочестии и вере в Господа, я радуюсь и благодарю Бога за это» 27. Ибо это слова самого Бога, который снизошел от Бога-Отца и позвал людей славить великолепие его божественности и величественности. Он тот, кто в своей милости принял нас слабыми существами и дал нам силу, без которой мы бы не смогли противостоять искушениям. Это Господь Иисусу Христос, который даст вам помощь и силу во всех случаях и дарует вам мудрость, когда вы встанете перед учеными и мудрецами и ответите им согласно его мудрым заповедям, которые предписывают следующее: «Не бойтесь о том, что вы скажете или как вы скажете, ибо в тот час будет дано вам, что говорить» 28. Благодаря собственному милосердию и превосходящей всех силе Всезнающий знает обо всем. Несмотря на это мы грешим против него, против того, кто создал нас из ничего, благосклонно обходился с нами и возвысил нас, как поступил в старые времена с народом Израиля. Кроме того, мы грешим против него на протяжении всей нашей жизни, как всем народом, так и по отдельности, мыслью и словом, намеренно и несознательно. 

Я убежден, что теперь мы не грешим против всяких королей или князей, воинов или полководцев, пастырей или их паств, скорее мы послушны им всем и отдали сами себя в их распоряжение. Следующая апостольская заповедь предписывает каждому то, что является его долгом: налоги для того, с кого причитается налог, страх для того, кому страх соответствует, также и честь, кесарево – Кесарю, и [последнее, но не в последнюю очередь] богово – Богу. Мы делаем все это не из чувства долга к кому-либо и не ради служения злу. Теперь, если, несмотря на справедливость наших слов, мы оценены кем-либо через призму истинной веры как несовершенные и недостаточные, мы достойны наказания вместо награды. Не бойтесь и не пугайтесь, ибо смотрите, время спасение близко и приход Господа скор. У нас есть множество слов утешения, сказанных о будущей жизни пророками, Господом Богом и его святыми; и все они должны свершиться, ибо являются очевидными истинами. Итак, я призываю и ободряю вас быть терпеливыми. Я делаю это не как оробелый пастор, который держится в стороне от страданий его паствы, но добровольно становлюсь вашим товарищем в смерти, во всех злоключениях и в различных бедствиях, в которых вы находитесь, не отдаляясь от них и не отступая перед ними. И хотя напутствовать вас, наставлять вас и отвечать на ваши вопросы – нелегкая задача для меня, но я готов и могу делать все это столь долго по времени, сколько должно и надлежит. И я готов делать это наперекор любому мучению или насилию, которому я мог бы подвергнуться. Поэтому мы должны беспрестанно благодарить Бога за то, что до сей поры мы были устрашаемы и порицаемы лишь неверными язычниками, ибо теперь мы испытываем то же и от христиан.

Но не теряйтесь, ибо Бог в состоянии справиться с нашими несчастьями и дать нам силу терпеливо сносить их. Но и мы должны бороться по мере сил своих, словно храбрые воины Христа, чтобы оборонить мученичество Иисуса за правду. Господь Бог, который непрестанно рядом со мной, свидетель того, что я не защищал грех, не исказил ни крупицы веры и не имел никаких высокомерных чувств, а если кто-то оспорит мои слова, то это люди равнодушные и невежественные. Итак, просвещенные благодатью Господа и учением святых просветителей – наших предшественников – мы следуем величественным путем правды в Иисусе Христе, которые не отклоняется ни вправо ни влево, не уводит нас от заповедей Бога. Кроме того, мы не встаем с рассветом, чтобы посвятить себя помрачению разума хмельным питьем или выставлять на показ свою кичливость и надменность, как поступали римляне и прочие, чьи названия даже не достойны упоминания. Если мы в заблуждении поддерживаем искаженную веру, то почему же мучаемся, словно те, кто достоин наказания, и почему мы не имеем покоя вместо того, чтобы блуждать по земле и морю, испытывая все виды лишений? Святой Павел упоминает о подобном случае, который случился с ними, когда говорит: «Почему мы непрерывно подвергаемся мучениям, нас бросают в темницу и заковывают в цепи? Я боролся со свирепыми зверями, и я претерпел страдание в глубинах пропастей» 29. Если бы теперь волей случая моя надежда на Христа была напрасной, я сказал бы, что все эти страдания, порывы, мучения, огорчения были бесполезны, ибо я вынес все это ради веры, которая достойна порицания. Я занимал патриаршее место в течение сорока лет и оставил мои родовые владения, дабы прибыть сюда. Стало быть, я не обманул никого, кроме самого себя, однако я поддерживаю свою надежу в Бога и свою веру в Священное Писание, ибо у меня есть совершенная и прекрасная вера. Все те из вас, кто связан с мои пастырством и верой, не отступают робко или раболепно и не поддаются страху и из-за того отрекаются от Бога взамен на прелести суетной жизни, ибо глядите, настало время, чтобы принять венец Христа. Я уверяю вас в близости Христа. Тот, кто не уничтожает веру святых, будет коронован вместе с ними, но тот, кто славе Божьей предпочитает славу мирскую, во время суда Сына Господня помещен будет вместе с теми отступниками, что не признавали в Христе Бога, и будет отказано ему в нашей вере и молитвах. С другой стороны, мы признаем, что на тех, кто полагался на веру, снизойдет благословение обитателей небес и земли, Бога и нас, особенно же Бога, который прославляем в вечности. Аминь!»

11. Когда это письмо достигло Эдессы, жители города укрепились в своей правой вере более чем когда-либо. И когда пришла Пасха, жители Иерусалима обманчиво зажгли светильники [вокруг Святого Гроба], тем самым ввергнув их людей в грех, ибо они зажгли божьи светильники от чуждого пламени. Тем не менее, на армянскую Пасху светильники были зажжены так, как нужно, и все христиане, бывшие в святом граде Иерусалиме, были свидетелями этого. Тогда греки были посрамлены, ибо вынуждены были праздновать Пасху в день Вербного Воскресенья.

http://www.vostlit.info/Texts/rus3/Matfei_II/frametext31.htm