Интереснейшее видео. Уникальные кадры с Великосубботней церемонии 1998 года. В Гроб Господень молиться и выносить пасхальный огонь входят греческий патриарх Диодор и армянский архимандрит-лусаан Размик Погосян.
Это как раз в те времена, когда уже совершенно разбитый старостью и болезнью греческий патриарх Диодор сам практически не мог передвигаться, и с каждым годом это его состояние лишь усугублялось. Мы тут его видим за три года до смерти. Кадры сами по себе очень интересные, но самое интересное происходило за кадром, в закрытой от посторонних глаз Кувуклии. О том никто кроме посвященных не знал, и поныне это для наших "православных" огненных чюдоверов является невероятной "чудовищной ересью" и "хулой на Церковь", воспринять которую они согласятся только с порцией цианистого калия.
Дело в том, что армянский архимандрит Размик не просто помогал патриарху Диодору войти и выйти из Кувуклии. Он выносил ему огонь из Гроба, т.к. сам патриарх попросту туда не мог войти по немощности. А ведь запустить в Кувуклию еще и пару помощников, дабы завели патриарха прямо в Гроб, а потом вывели, было не положено. По Статусу-кво в Кувуклию могли войти только эти двое. Да и нельзя посторонним показывать, как на плите Гроба уже горят лампады. Так вот, введя патриарха в придел Ангела, отец Размик не мог, хотя бы в силу грузности своего греческого коллеги, провести его еще и в часовню Гроба. Про последующее поднятие с колен и обратный путь с пучками горящих свечей в руках говорить не приходится. Поэтому, оставив патриарха сидеть на стуле в Пределе Ангела, он один шел в Гроб и один молился на Гробе, зажигая свечи и для себя и для патриарха.
Т.е., тогда в Кувуклии все происходило с точностью до наоборот относительно того, как обычно "получение и вынос Благодатного огня" описывается в ключнических брошюрах и сайтах. Напомню, если кто забыл, или сообщу "новость" тем, кто не знал этого, что в "православных" огневерческих рассказах непосредственно в пещеру Гроба Господня молиться и выносить огонь заходит только "православный" патриарх, ибо он "главный", а армянского архимандрита, которого в этих же рассказах именуют "армянским патриархом", как второсортного оставляют стоять в пределе Ангела, наблюдающим и ожидающим, пока грек вынесет и даст ему огонь. Огневерческие ключники очень гордятся этим, существующим только в их воображении "фактом" )))
Но, в отличие от ключников, армянская патриархия не устраивала шоу из этого реального, несколько лет повторяющегося события, рассказывая фанатикам о том, как "только по их молитвам с неба огонь сходит". Армянская Церковь не учит тому, что с неба регулярно сходит огонь, да еще и не обжигает... Верующие ААЦ знают, что это праздничная церемония, в которой свет выносимого на свечах обычного огня символизирует выход из Гроба воскресшего Господа. Знают они и том, что с патриархом или без, армянский лусаан всегда заходит непосредственно в пещеру Гроба и там молится и сам оттуда выносит огонь. То что происходило тогда в Кувуклии - было просто помощью больному человеку. Патриарх же Диодор, в благодарность за эту помощь, награждал отца Размика наперсными крестами. Т.е. в то время отношения между армянским и греческим патриархатами были достаточно добрые.
Т.е., тогда в Кувуклии все происходило с точностью до наоборот относительно того, как обычно "получение и вынос Благодатного огня" описывается в ключнических брошюрах и сайтах. Напомню, если кто забыл, или сообщу "новость" тем, кто не знал этого, что в "православных" огневерческих рассказах непосредственно в пещеру Гроба Господня молиться и выносить огонь заходит только "православный" патриарх, ибо он "главный", а армянского архимандрита, которого в этих же рассказах именуют "армянским патриархом", как второсортного оставляют стоять в пределе Ангела, наблюдающим и ожидающим, пока грек вынесет и даст ему огонь. Огневерческие ключники очень гордятся этим, существующим только в их воображении "фактом" )))
Но, в отличие от ключников, армянская патриархия не устраивала шоу из этого реального, несколько лет повторяющегося события, рассказывая фанатикам о том, как "только по их молитвам с неба огонь сходит". Армянская Церковь не учит тому, что с неба регулярно сходит огонь, да еще и не обжигает... Верующие ААЦ знают, что это праздничная церемония, в которой свет выносимого на свечах обычного огня символизирует выход из Гроба воскресшего Господа. Знают они и том, что с патриархом или без, армянский лусаан всегда заходит непосредственно в пещеру Гроба и там молится и сам оттуда выносит огонь. То что происходило тогда в Кувуклии - было просто помощью больному человеку. Патриарх же Диодор, в благодарность за эту помощь, награждал отца Размика наперсными крестами. Т.е. в то время отношения между армянским и греческим патриархатами были достаточно добрые.
Отношения испортились с приходом безумного Иринея, считавшего, что "еретики" не должны с ним молиться на Гробе, и что кто не верует в Благодатный огонь, тот мусор и червь. Про то, как Ириней на первой же своей Пасхе напал на престарелого архимандрита-лусаана Самвела Агояна я уже писал несколько тем назад. Но не писал что было на последующих Пасхах. По подкупу Иринеем и за его обещания продать израильтянам часть собственности патриархата, полиция во время церемонии пыталась вообще не впустить в Кувуклию армянского лусаана. Естественно, это провоцировало жестокие конфликты между греками и армянами на все последующие праздники. Но, благо что этого продажного безумца прибрали с патриаршества сами его подданные.
После скандального ухода с патриаршества безумного Иринея вроде бы стало полегче, ведь по крайней мере была гарантия того, что никто не будет кидаться на людей к кулаками. Но новый патриарх Феофил тоже не отличился обычной человеческой порядочностью и отнюдь не стремился прекратить порожденный его предшественником конфликт. Поэтому, его самого приструнил и заставил исполнять порядок проведения церемонии по Статус-кво израильский суд. Именно для того, чтоб греческий патриарх не чудил на Гробе и исполнял требования Статус-кво, туда стал заходить полицейский. Но даже в такой ситуации, патриарх Феофил ведет себя по отношению к служителю ААЦ не самым лучшим образом.
Так во время очередной церемонии БО, он первым зайдя в Гроб, намеренно становился на колени перед плитой Гроба так, что почти не оставлял места армянскому лусаану, коим сейчас является архимандрит Баграт Бурджекян, чтоб и тот тоже нормально мог встать на колени перед плитой Гроба. Естественно, что отец Баграт, не взирая на достаточно крепкое сложение, будучи человеком воспитанным и мирным, не мог ответить на такое безобразие как-то адекватно и грубо его подвинуть. Ни место, ни ситуация не подразумевает конфликта, почему он скромно становился на колени в стесненном положении чуть ли не на самом пороге Гроба. Уже потом наш патриархат поднимал этот вопрос, мол, ну сколько можно? ....
Кстати, вот я наблюдаю за церемонией каждый год и вижу, что чем дальше, тем меньше порядка, больше провокаций и конфликтных ситуаций. Если мы на этом ролике с патриархом Диодором и лусааном Размиком видим улыбки и взаимопомощь, то нынешнее вхождение во Гроб для армянского лусаана было уже как тяжкая повинность, от которой он с удовольствием бы отказался. Порядка все меньше и среди народа и среди духовенства. И что меня вообще удивило, на самом пороге Кувуклии кто-то из греков-монахов что-то начал дергаться против армянского диакона, за что чуть не получил от него "по морде". Еще бы чуть чуть, и могла возникнуть драка. Кто бы мог там порядок навести? Не иначе, как и сюда нужно ставить полицейских.
Помянем добрым словом патриарха Диодора.