Статья на тему "Благодатного огня" в некоем подобии состава из нескольких интервью на сайте молодежной организации связанной с УПЦ МП. Это все не совсем интервью, поскольку здесь идет не прямая речь отвечающих на вопросы украинских журналистов, а скорее пересказ журналистов (или редакторов, выпускающих статью) по мотивам тех интервью.
Чем хорош пересказ в отличие от настоящего интервью, так это тем, что в нем можно сделать дополнения, т.е. то, чего интервьюируемый не говорил, но автору статьи это непременно нужно было донести до своих читателей. И все ничего, если дополнение подается как мнение самого автора статьи и не противоречит сказанному отвечающим. Но если журналист свое дополнение вкладывает в уста интервьюируемого, то он творит подлог.
К сожалению, это обычное дело в журналистской среде, особенно в среде журналистов "православных", всегда готовых слепить фальшивку ради поддержания в читателе веры в "чудо Благодатного огня". Впрочем, в случаях когда идет не прямая речь интервьюируемого, а пересказ того, что он вроде бы сказал, сложно определить, кто именно соврал. В "православной" среде соврать мог как журналист или редактор, так и сам отвечающий, если он тоже "православный".
Но фальшивка автора статьи очевидна, когда вложенные им в уста отвечающего слова откровенно противоречат тому, что действительно было сказано в предыдущем предложении. Получается эдакий гибрид-салат, где фальшивка совмещается с реальным интервью. Поэтому я этот пост подаю под двумя тегами - "Интервью" и "Фальшивые интервью". Фальшивки в данном тексте, исходят ли они от автора статьи, или от отвечающего, я прокомментирую в самой статье.
Не взирая на присутствующий в тексте подлог, представленная статья ценна уже тем, что содержит важную информацию по теме Благодатного огня. Эта статья беспрецедентна по своей информативности в той части, где речь идет о проблемах безопасности в храме Воскресения во время Великосубботней церемонии, когда народу раздается огонь. Здесь мы можем видеть откровенное разоблачение израильским чиновником мифа о "необжигающем огне".
__________
Святая Земля для паломников из Украины
03 Май. 2013
О Святой земле из уст митрополита Исихия, прослужившего на ней 55 лет. О безопасности, Благодатном огне и о том, как попасть к Храму Гроба Господнего из уст заместителя мэра Иерусалима Наоми Цур и заместителем советника мэра Иерусалима по международным вопросам Эладом Халеви. Читайте о нашей встрече с этими людьми на Святой земле.
Богослужения Страстной седмицы на Святой земле
Как и каждый год, мы приближаемся к святым дням Пасхи. Для нас сегодня это величайшая радость еще и потому, что уже много лет подряд мы можем принимать здесь, на Святой Земле, наших русских и украинских собратьев во Христе, которые раньше, по известным причинам, не имели возможности приезжать в Иерусалим. Сейчас в Пасхальные дни приезжают христиане из всех стран мира: кроме Европы, Америки, также и из Азии. Ведь каждый верующий имеет желание хотя бы раз в жизни приехать и поклониться святым местам.
В эти дни совершаются особые богослужения. Каждый год мы воспроизводим Евангельские события здесь, на тех же местах, где они происходили, и для нас это ежедневное живое переживание.
Здесь митрополит Исихий говорит о тех самых богослужебных "воспроизведениях", или как сказал в своем знаменитом интервью патриарх Феофил - "репрезентациях" Евангельских событий страстной недели, одной из которых является и пасхальное богослужение Великой субботы.
Мы начинаем богослужением в Лазареву субботу в Вифании, именно на том месте, где Христос воскресил Лазаря.
В неделю Ваий, или Вербное воскресенье, совершается патриаршее торжественное богослужение, во время которого мы вспоминаем и деятельно воспроизводим торжественное вхождение Христа в Иерусалим.
В Великий Четверг во дворе Храма Гроба Господня совершается чин омовения ног — в воспоминание и в воспроизведение омовения ног ученикам Спасителем.
В Великую пятницу вспоминается и воссоздается скорбное шествие Христа через город иерусалимский на Голгофу.
И вот мы приближаемся к Великой Субботе, которая является самым важным днем перед Пасхой. Закрываются все ворота в старом городе, сюда пропускают только паломников, прибывших для участия в схождении Благодатного огня.
Мы говорим о двадцати, а может быть и о тридцати тысячах человек, которые приезжают специально в эти дни. Храм вмещает около 10 тыс. человек, и полиция помогает наводить в этом порядок.
Все, кто не смог попасть в храм, имеют возможность наблюдать за происходящим внутри Храма Гроба Господнего на экранах, которые устанавливаются снаружи.
В час дня пополудни Патриарх в сопровождении духовенства спускается из Патриархии в Храм Гроба Господнего уже во всех предусмотренных уставом воскресных облачениях. Трижды совершается крестный ход вокруг Святейшего Гроба. После этого Патриарх снимает митру, саккос, отдает свой жезл и входит внутрь Гроба в Кувуклию с четырьмя пучками по 33 свечи.
В этой части вполне достоверное интервью. Ни тебе басен про "обыск патриарха", ни тебе "перед патриархом снимается восковая печать". Видно, что слова именно митрополита, который прекрасно знает, что там на самом деле происходит. Но дальше озвучивается откровенный бред, которого даже в ключнических брошюрках не встретить:
Статус-кво на святом месте...
Он заходит в Святой Гроб, молится и как только примет святой огонь над плитой Гроба, то в специальных отверстиях в самой Кувуклии он передает один пучок армянскому патриарху, а второй пучок — нашему православному священнику. После этого выходит из врат Кувуклии с двумя пучками свечей и раздает святой огонь стоящим в храме людям.
Выше написанный фрагмент является явной фальшивкой, а проще говоря ложью, вложенною автором статьи в уста митрополита Исихия. Митрополит греческого Иерусалимского патриархата не может не знать того, что армянский патриарх не находится ни в Кувуклии, ни рядом с нею, но во время "сошествия огня" сидит на втором этаже ("балконе") Армянского предела, откуда благословляет народ в храме огнем, принесенным ему скороходами.
О том, что армянский патриарх заходит с греческим патриархом в Кувуклию и там получает от грека огонь, говорят только распространяемые среди огневерческих маргиналов мифы. Создатели этих мифов просто не отличают армянского патриарха от архимандрита, который действительно входит в Кувуклию вместе с греческим патриархом, но не от него получает огонь, а наравне с ним молится на Гробе и сам зажигает свои пучки свечей от одной из двух горящих на плите Гроба лампад.
При том, что перед нами пример мифологического представления о происходящем на церемонии Святого Света, нельзя не заметить оригинальности, если не сказать, анекдотичности представленной версии мифа. Из прочитанного можно сделать вывод, что мифологический "армянский патриарх" находится даже не в самой Кувуклии, а рядом с нею, возле "специального отверстия", т.е. возле проема, через который из Кувуклии подается ему огонь. Этим "армянский патриарх" уравнивается в полномочиях с неким обычным "православным" священником, который стоит у проема с другой, т.е. с греческой стороны Кувуклии.
Полагаю, что бредовость данной вставки с армянским патриархом" у проема вне Кувуклии очевидна даже для огневерческих маргиналов. Не правда ли? ))Но перед всем этим, пока Патриарх внутри алтаря, к нему приходят представители армян, коптов и Сирийской Церкви, целуют руку. Этот статус-кво на святом месте: Святой Огонь принимает только православный патриарх, и только он раздает его. И это происходит каждый год.
Нарушение хронологической последовательности в сюжете тоже косвенно свидетельствует о фальшивке. Но это не принципиально, потому что дальше идет мифология "стандартная", о том, что огонь принимает только "православный" патриарх и что это каждый год. Такое вполне мог рассказать даже митрополит Исихий. Греки подобную "безобидную" мифологию вполне себе поддерживают и периодически сами ее распространяют. В этом нет ничего, что выдало бы в говорившем человека даже не знающего того, где находится армянский патриарх, кто заходит в Кувуклию, а кто стоит у проема в стене снаружи, т.е. того, что видят даже телезрители из репортажей о "схождении БО".
После этого совершается Божественная литургия в кафоликоне храма Воскресения. И в полночь уже раздается «Христос Воскресе!»
Патриарх молится, просит Бога. Ведь были случаи, во времена турецкого господства, когда Святой Свет задерживался со схождением.
Есть такой пример, о котором рассказывали наши предшественники. Если вы замечали, то прежде схождения Благодатного огня в храм заходит процессия православных арабов: они кричат, стучат в бубны — выражают себя очень шумно. И однажды прежде схождения Благодатного огня патриарх вышел и сказал: «В этом году будет благоговейная тишина. Пусть все замолчат, и никто не заходит». Он зашел внутрь, и Святой Огонь не сошел. Много часов прошло, он снова вышел и сказал арабам: «Делайте, как вы всегда делали». И как только он снова вернулся в Кувуклию, огонь сошел быстро. Как говорит пророк Давид, «славьте Господа во струнах и органе».
Также как в 1548 г., когда армяне закрыли двери Храма Гроба Господнего и сами зашли в Кувуклию, чтобы сошел огонь к ним, патриарх перед закрытыми вратами храма опустился на колени и начал совершать моления. Он просил Бога, и огонь сошел из колонны, которая слева от входа в храм.
Еще был такой примечательный случай. В 1099, после того, как крестоносцы захватили Иерусалим, в Великую Субботу они тоже ожидали схождения Благодатного огня, но не получили его. Местные христиане сказали: «Мы не скажем «Христос Воскресе!», пока не сойдет Святой огонь. Тогда латиняне обратно вернули православного патриарха. А уже было утро воскресенья. Вслед за этим сошел Благодатный огонь, и тогда все сказали «Христос Воскресе!».
Вот такие были примечательные случаи в отношении Благодатного огня.
Все это тоже из категории стандартной мифологии, которая является общеизвестной, а потому возникает вопрос о необходимости ее в тысячный раз пересказывать приехавшим туда журналистам. Вроде бы там проходит мероприятие по проблемам связанным с паломничеством. Т.е. разговор там был чисто "технический", в котором просто не уместны чудоверческие рассказы. Есть ощущение, что все эти "чудесные" истории тоже являются вставкой автора статьи, чтобы возгревать чувства читателей-огневеров. Но, опять таки, допускаю, что это мог сказать и митрополит.
Митрополит Капитолиадский Исихий (Кондояннис) несет свое служение в Иерусалиме вот уже 55 лет. Из них 37 в Иерусалимской Патриархии, которая находится в непосредственной близости с Храмом Гроба Господня. Он возглавляет издательский и информационный отдел Патриархии, является председателем Иерусалимского образовательного совета.
Также мы встретились с представителями мэрии города Иерусалима: заместителем мэра госпожой Наоми Цур и заместителем советника по международным вопросам господином Эладом Халеви.
В частности они рассказали нам, что в настоящее время в Иерусалим приезжают около четырех миллионов паломников и туристов, но министерство туризма планирует в ближайшем будущем принимать до десяти миллионов. В частности, для увеличения числа паломников, которых может принять город, планируется строительство комплекса недорогих гостиниц и удешевление перелетов за счет конкуренции авиаперевозчиков.
Кроме того, мэрия прилагает усилия для комплексного решения все вопросов связанных с туризмом в Иерусалим. Так, специальная команда разрабатывает всю туристическую логистику, планирует развитие инфраструктуры. Большое внимание уделяется тому, чтобы раскрыть паломникам помимо основных, традиционных мест паломничества, те исторические и святые места, которые находятся в стороне от обычных маршрутов.
Опасен ли Благодатный огонь?
Существует устоявшееся мнение, что обычному паломнику трудно или даже невозможно попасть в Храм Гроба Господнего на схождение благодатного огня.
Однако все эти трудности связаны в основном с тем, сможет ли паломник проявить терпение, и хватит ли ему сил, так как желающих попасть в Храм всегда намного больше, чем места внутри.
В Храм ведет всего лишь один вход. Основная сложность в том, что при большом стечении народа трудно контролировать распространение огня. Законы физики никто не отменял и бывают случаи, когда у паломника от неосторожного обращения с огнем вспыхивали волосы. Для того чтобы обеспечить безопасность паломников в стенах Храма Гроба Господнего, была проведена экспертиза, которая четко установила максимальное безопасное число людей, могущих одновременно находиться в Храме. Это порядка восьми тысяч человек.
Каждый год, когда мгновенно зажигаются все свечи, у кого-то вспыхивают волосы. И полицейские бегают, тушат их. Во время церемонии у человека происходит резкий выброс адреналина, многие ждут, что не будут чувствовать жар от огня. То есть, наблюдается некий психологический эффект. И как раз в этом кроется опасность — когда человек, к примеру, забывая о мерах предосторожности, начинает умываться огнем.
Огнетушители у полицейских маленькие, и люди иногда думают, что против них применяют слезоточивый газ, начинают паниковать. Но это вовсе не баллончик с газом. Это всего лишь огнетушитель.
Как видим, израильские чиновники утверждают, что огонь считающийся среди "православных" огневеров не обжигающим, очень даже обжигает, и особенно хорошо жжет волосы. Коль так, то возникает необходимость тушить тех, кого либо по неосторожности кто-то сзади подшмалил, либо сам по глупости поджег себя, веруя, что огонь не обжигает. Вот и бегают там полицейские с огнетушителями. Согласитесь, что это просто таки катастрофическое разоблачение мифа о чудесных свойствах "Благодатного огня", и такое нельзя было подавать "православному" читателю без "пояснений":
Господин Халеви сказал нам, что первое время нельзя обжечься Благодатным огнем, и он сам около двадцати минут проверял это на себе!
Конечно, человек только что прямо заявивший, что огонь жжет и сжигает волосы, из-за чего полицейские применяют огнетушители, вдруг превращается в "православного" огневера и утверждает прямо противоположное, что огонь, видите ли, не обжигает аж 20 минут! Может быть он идиот? Нет, идиот тот, кто приписал ему откровенный бред, при этом считает идиотами читателей.
Впрочем, разве не идиот тот читатель, который тут не заметит противоречия, и будет верить, что израильские чиновники, говоря о поджогах волос, все же признают чудесную необжигаемость того огня? При этом они "убедившись в чуде" не принимают "православия"? ))) Скажи, читатель, а ты тут не заметил кричащего противоречия, изобличающего в лживости автора статьи? Так порадуемся тому, что ты не идиот! )))
Как попасть паломнику в Храм Гроба Господнего?
Из этих установленных восьми тысяч человек примерно около тысячи мест выделяется местным жителям-христианам и часть для официальных делегаций (610 мест). Но большее количество этих мест выделяется приезжающим паломникам.
Паломники могут войти в старый город, только через Яффские ворота и дальше двигаться по улицам к Храму по принципу — первый имеет преимущество. Непосредственно к храму полиция пускает любого человека или группу людей, которые успевают вписаться в общее разрешенное число посетителей. Никто никогда не задерживает человека, если в храме есть свободное место.
Полицию не интересует, откуда человек, какую религию он исповедует и ее волнует не кто вошел, а сколько вошло. Все дороги в Старом городе на Пасху перекрыты, на каждом блокпосту стоит полицейский, считает, сколько вошло людей, и передает эти данные в центр. А из центра уже дают указания — сколько еще можно впустить человек.
Мы научились быть осторожными...
В настоящее время Иерусалим является одним из самых безопасных туристических центров на Ближнем Востоке. Предыдущие события научили власть быть осторожной. Разделительный забор, который ограждает город и страну от других стран, контролируемая граница государства и меры безопасности в аэропорту приносят свои плоды.
Для Израиля все приезжающие являются гостями страны и задача властей предоставить своим гостей высокий стандарт безопасности.
Муниципалитет Иерусалима, от всей души рады каждому человеку, который приезжает к нам. Украина, уже на протяжении нескольких лет, занимает приоритетные позиции.
Министерство туризма Израиля долгое время добивалось отмены виз для граждан Украины. В конечном итоге эта работа увенчалась успехом — в 2010 г. Министерства туризма и Министерства иностранных дел Израиля и Украины заключили соответствующее соглашение о безвизовом режиме.
После введения безвизового режима наблюдается увеличение туристов из Украины в Израиль ежегодно на десятки процентов. Причем, 90% туристов из Украины — православные паломники.
Напоследок господин Халеви сказал, что у паломника, который хочет попасть к схождению Благодатного огня, всегда будут люди, которые толкают в спину, обгонять, оттесняют или прижимают к стене. Мы не в силах изменить человеческую природу. Но мы можем запастись большим терпением!
Напоследок он дал несколько советов, о том, что самое важное для паломника желающего увидеть Благодатный огонь.
Вот они:
1) хорошо выспаться накануне схождения огня;
2) как можно раньше прийти к Яффским воротам (люди начинают там крутиться еще с трёх часов ночи);
3) запастись огромным терпением;
4) находясь в Церкви Гроба Господнего, где-то до 14:30 не двигаться с места;
5) быть осторожными с волосами (их нужно собрать, закрыть).
Перевод с греческого осуществил Владимир Телиженко,
директор Паломнического центра УПЦ
Перевод с иврита осуществил Игорь Трибельский
Материал подготовлен информационной службой
Синодального молодежного отдела УПЦ