05.02.2016

Миф о "Благодатном огне" создали западные паломники

Баумштарк Карл Антон Иосиф Мария Доминик (нем. Baumstark, 18721948), исследователь христианского Востока, основатель исторической литургики. В ранние годы изучал библейский иврит, затем учился в Хайдельберге, Фрайбурге и Лейпциге. В 1884 г. защитил диссертацию «Lucubrationes Syro-Graecae» о переводах греческих философских текстов на сирийский язык. Поворотным пунктом в своей научной карьере сам считал статью 1899 г. «Церковный год в Антиохии (512518 гг.)», после которой твердо решил посвятить свою жизнь изучению христианского Востока. В 19031905 гг. находился в научной командировке на Ближнем Востоке, посетил Египет, Сирию и Палестину. За эти годы им было подготовлено несколько монографий, написано множество статей для журналов и энциклопедий. Преподавал в университетах Германии и Нидерландов (Мюнстер, Бонн, Утрехт, Неймеген). Получил звание почетного профессора по кафедре христианского востоковедения и литургики в Бонне, в 19301935 гг. занимал также кафедру христианского Востока в Мюнстере. В 1925 г. получил степень почетного д-ра теологии.
__________

Оригинал взят у sergiusvg в Антон Баумштарк о Благодатном огне



По мнению эрудита-литургиста Антона Баумштарка (ум. 1948 г.), именно западные паломники сыграли ключевую роль в распространении идеи чудесного характера Благодатного огня в Иерусалиме. Умственно отсталые франки, увидев чин возжжения огня в Иерусалиме, первыми догадались о его чудесном характере. На Западе даже существовали поместные аналоги благодатного огня, возгоравшегося от частиц того самого Креста Господня, несколько десятков кубометров которого были завезены в латинские храмы с Востока. Мало того, во время Крестовых походов чин Благодатного огня у Гроба Господня отправлял латинский патриарх, и у него это получалось не с меньшим успехов, чем у греков. Под влиянием раннего иерусалимского чина в Латеранской базилике Рима больше тысячи лет назад существовал следующий обряд: в Великую Пятницу все лампады гасились, масло со всех светильников базилики сливалось в три больших чана, а масло продавалось наперстками прихожанам, в которые теплились фитили. Вечером в Великую Субботу от этих трех фитилей зажигалось два факела в честь двух природ Иисуса Христа и начиналось пасхальное торжество.

Источник: Α. Baumstark Liturgie Comparée Principes et Méthodes pour L’étude historique des liturgies chrétiennes. Éditions de Chevetogne, 1953. P. 162-163.