09.04.2020

Факт громкого молчания святоотеческой письменности 1 тысячелетия

   diak_kuraev

Пора и про Огонь поговорить.


Апологеты чудесного генезиса субботнего огня уверяют,что "Самое раннее письменное свидетельство очевидца явления Благодатного Огня на Гробе Господнем относится к IV веку и сохранено церковным историком Евсевием Памфилом".

Читаем Евсевия:


"Члены этой (иерусалимской) Церкви помнят многие чудеса Наркисса; предание о них преемственно сохраняется братьями. Рассказывают, между прочим, об одном удивительном деле, им совершенном. Однажды на великой Пасхальной всенощной у диаконов не хватило масла, и весь народ пришел в уныние. Наркисс велел служителям, которые ведают освещением, набрать воды и принести ему. Это было немедленно выполнено; он помолился над водой и с искренней верой в Господа распорядился разлить воду по светильникам. Сделали и это; вопреки здравомысленным соображениям, чудесной и Божественной силой вода приобрела свойства масла. У многих тамошних братьев с давних пор и доныне хранится часть этого масла, как свидетельство о чуде" (Церковная история 6,9).


Это ясное свидетельство ПРОТИВ современного мифа про ежегодное самовозгорание.

Если это было ежегодным событием, о нем не помнили бы и не писали с таким восторгом как о чем-то уникальном и древнем. Кроме того, у Евсевия нет продолжения "и поныне каждую Пасху...". Значит, он не мог показать пальцем на современное ему чудо.

***

В обойме апологетов есть и такое:

Преподобный Иоанн Дамаскин (780 г.) в своих церковных песнопениях, нередко упоминает о свете, чудесно блиставшем на Святом Гробе. Так, например: «Скорый Петр предста ко Гробу и, свет зря во гробе, ужасашеся». См. Октоих, воскресный седален, глас 8 и др.
http://profi-rus.narod.ru/pravoslavie/text/3ch/blagodat-ogn.html


Как можно отождествить великое чудо самого Воскресения (и его свет) с мелким факирством самовозгорающейся лампадки? Да неужто на глазах Петра лампадка вдруг сама зажгась - и оттого он снова стал бесстрашным апостолом?

Кроме того, тогда, напомню, и землетрясение было, и выхождение мертвых из гробов. Это тоже бывает каждую весну в Иерусалиме?

***

Святой Григорий Нисский (†394 г.) во втором слове о Воскресении пишет об апостоле Петре (I в.), видевшем Святой Свет, пишет:

Сие виде Петр верил, видел же не точию чувственныма очима, но и высоким апостольским умом. Исполнен убо был Гроб Света, так что хотя и ночь была, однако двема образы видел внутренняя — чувственне и душевне. Аще убо свет праведным присно, яко-се есть писано, то кольми паче у Бога праведных.

Цит. по: Св. Григорий Нисский. Слово второе о Воскресении. IV в.

https://www.mgarsky-monastery.org/kolokol.php?id=532

Увы, такого слова у Григория Нисского я не вижу (и, соответственно, таких слов). Но опять же это все о мистике самого Воскресения, а не о ежегодных церемониях.

"Царь Феодосии Великий (+395 г.), посетивший, по преданию, тайно Иерусалим, вошел в храм Гроба Господня, все лампады зажглись сами собой. «Это чудо удивило патриарха, но Ангел открыл ему, что богомолец был не простой человек, а святой царь Феодосии». Епископ Порфирий (Успенский). Книга бытия моего, Ч. 3. СПб., 1896,с. 299–300".
https://www.mgarsky-monastery.org/kolokol.php?id=532

А вот это просто верх монашеской бессовестности. Ведь две следующие страницы дневника еп. Порфирия посвящены рассказу о том, как местный митрополит Дионисий, поведавший ему байку про Феодосия, сам перестал верить в чудесность этого огня (см. https://diak-kuraev.livejournal.com/1748286.html). Да и было ли вообще путешествие Феодосия в Иерусалим?

То есть имеется факт громкого молчания святоотеческой письменности 1 тысячелетия об этом якобы ежегодном чуде, якобы современном всем Отцам.